Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя о целях и задачах собрания.
Что собой представляет агрессия, и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть ее?
Агрессия может проявляться физически (ударами) и вербально (нарушением прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели.
Она очень часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.), у старших больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью.
- Как вы считаете, это равнозначные качества?
- Что вас больше обрадует в вашем ребенке: настойчивость или агрессивность?
Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для этого поведения много:
положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношение с учителями и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.
Анализ психологом предварительно проведенного анкетирования отношения детей к телепрограммам. ).
Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.
1.Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбление. По мнению психолога, ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых видел ежедневно, и где она стала нормой жизни.
2.Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родители называют одну линию поведения, завтра - другую. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других взрослых людей.
Беседа с родителями о роли поощрения и наказания в преодолении детской агрессивности.
*Наказания значимо для человека, если оно:
- следует немедленно за проступком;
- объяснено ребенку;
- суровое, но не жесткое;
- оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.
Откуда берется агрессия?
Дети часто бывают, жестоки от непонимания и неумения выразить свои эмоции. Жестокость и агрессия имеют вполне конкретные причины.
Не хватает любви.
И самая первая причина ребенка элементарно не хватает вашей заботы, любви, вот он и стремится обратить на себя внимание таким способом. Причем, если ребенок укомплектован новеньким мобильником, компьютером и прочими атрибутами детского счастья, это еще не показатель вашей заботливости. Так же, как и ровные, бесконфликтные отношения в семье - не синоним любви.
Все это не имеет значения, если домашним нет дела друг до друга. При таких холодных отношениях вырастают либо безэмоциональные дети, либо, наоборот, агрессивные. Механизм здесь простой. Ребенку недостаточно вашего поощрения лишь за полезные дела типа «пятерки» или вымытой посуды. Ему нужен эмоциональный отклик на все события его жизни. Если же вы никак не реагируете,
то ребенок будет пытаться пробить стену вашего равнодушия в том числе и драками, и агрессивным поведением.
Под контролем
Вторая причина совершенно обратно предыдущей. Вряд ли ребенок будет
расти ангелом, если в семье царит жестокость. Напротив, если у вас принято унижать другого и даже поднимать руку, а прав всегда тот, кто
сильнее, будьте уверены: ребенок будет снимать узоры с вас. И за все ваши наказания он отыграется потом на более слабых людях, кто не сможет дать ему отпор.
Порой родители усердствуют в воспитании: наказывают за малейшую провинность, проявляют чрезмерную строгость, подавляют своим авторитетом, принижают способности ребенка. В этом случае ребёнок либо превращается в безвольную марионетку, либо опять же отыгрывается на других.
Виноваты ли стрелялки?
Что касается боевиков, компьютерных игр, то вы правы лишь отчасти. При дозированном «употреблении» ребёнок вряд ли станет агрессивным. Кстати, похожие мифы существуют и в отношении разных видов борьбы - мол, она воспитывает в мальчиках драчливость. На самом деле во всех этих единоборствах есть свой «кодекс чести», они учат ребёнка быть сильным, мужественным, уметь постоять за себя, но никак не нападать на слабого и беззащитного.
Другое дело, что все эти стрелялки в большом количестве перевозбуждают ребёнка и вкупе с непростой семейной ситуацией могут спровоцировать у ребёнка агрессивное поведение.
Правила общения с ребенком
Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
· Можно осуждать действия ребенка, но не его чувств, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, для этого есть основания.
· Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
· Выражение недовольства действиями ребенка не может быть систематическими, иначе оно перестает восприниматься.
· Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
· Позволяйте ребенку ощутить отрицательные последствия своих действий или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть и становится сознательным.
Мудрые советы
· Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
· Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
· Если ребенка высмеивают, он становиться замкнутым.
· Если ребёнка часто упрекают, он учится жить с чувством вины.
· Если ребёнок растет в терпимости, он учится понимать других.
Если ребёнка подбадривают, он учится, верит в себя.
· Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
· Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
· Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
Как стать хорошими родителями?
Классный руководитель обращается к родителям с советом «Как стать хорошими родителями:
1.Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать себя.
2. Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый не должен показывать ребенку, что он сомневается в чем-либо.
3.Снимите контроль там, где он не так важен. Гнев редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное воздействие.
4.Поддерживайте ребенка. Старайтесь понять его переживания, когда дела у ребенка идут не очень хорошо.
5.Имейте мужество. Изменения поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не отчаивайтесь. Проанализируйте свои поступки. И вы в следующий раз будете знать, как поступать.
6.Демонстрируйте взаимное уважение, доверие к ребенку, уверенность в нем.
Анализ притчи.
В конце собрания классный руководитель анализирует с родителями притчу:
В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил мудрый наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя – милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один – единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.
После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.
Меньше всего получила его заместитель. На этом собрание закончилось и все, недоумевая, разошлись.
Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.
С этим вопросом он пришёл к наставнику. « Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становишься чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вёл себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорогого стоит».
Мальчик повернулся и ушел, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал: «Эта история – не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь, она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто воспитывает».
Решение собрания оформления в памятку для родителей:
Правила для родителей:
1)Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
2)Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
3)Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4) Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5) Повиновение, послушание и исполнимость будут там, где они предъявляются разумно.
6) К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.
7) Дети - зеркало жизни отцов и матерей.